Задачи:
1. Сформировать у детей представление о натюрморте. Научить определять характерную форму предметов, использовать разнообразные средства выразительности.
2. Развивать зрительно-моторную координацию, наблюдательность.
3. Пробудить интерес к живописи.
Оборудование: акварель, кисти № 2, 5; листы бумаги формата А 4, пейзажи «Рожь» А.А. Платонова, «Сосновый бор» И. Шишкина, портреты «Царевна-Лебедь» М. Врубеля, «Портрет А.С. Пушкина» О. Кипренского, натюрморты «Сирень в корзине», «Розовые яблоки на красном столе» П. Кончаловского, аудиозапись «Осенний вальс» М. Слуцкого.
Ход.
Звучит мелодия М. Слуцкого «Осенний вальс». Педагог приглашает детей в картинную галерею. Даёт время полюбоваться репродукциями картин.
- В нашей галерее сегодня разные картины. На одних изображена природа, на других - портреты людей или какие-нибудь события. Но есть такие, где главные «герои» - цветы, фрукты, книги, карандаши, скрипка и др. У этих картин и название особое – «натюрморт». «Натюрморт» - слово французское и в переводе на русский язык означает – «неживая природа». Давайте найдем в нашей картинной галерее портреты и рассмотрим их повнимательней.
- Что изображено на переднем плане?
- Как думаете, почему художнику захотелось изобразить именно эти предметы?
- Нас всегда окружают вещи. Мы привыкаем к ним, порой даже перестаем замечать. А у художника взгляд зоркий, пытливый. В самом простом, обычном предмете он может увидеть необычное, прекрасное и изображает это. То, на что мы смотрим иногда равнодушно: на картине удивляет и радует своей неожиданной красотой.
Интересно и другое. Один и тот же кувшин или чайник на полотнах разных мастеров всегда будет выглядеть по-разному.
Ведь каждый мастер – художник особенный, неповторимый. И видит по-своему, и по-своему передает увиденное. Все, что он пережил и почувствовал – вкладывает в свое произведение.
Попробуем и мы посмотреть на мир глазами художника и нарисовать свой натюрморт.
Дети вместе с педагогом рассматривают объекты для рисования с натуры: вазу с колосьями ржи.
- Что будет главным в нашем натюрморте?
- Какой стебель у ржи?
- Подержите в руках колос и скажите, какой он? Как будем его рисовать?
- Какой формы ваза?
После обследования предметов и уточнения способов рисования дети расходятся по рабочим местам.
Подведение итогов: рассмотреть нарисованные натюрморты.
- Чем они отличаются? (оттенки цвета, наклон колосьев, расположение ручки на кувшине). Подвести к выводу: натюрморты разные, потому, что увидены с разных сторон, нарисованы разными детьми – «художниками».
Склонила тяжелую голову рожь:
«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо, земля,
Что была моим домом,
И сильным рукам, моим старым знакомым».
|