Задачи:
1. Уточнить представления о семье, о роли матери, о функциях матери и детей как членов семьи; упражнять в умении различать геометрические фигуры, образовании имен существительных множественного числа, накручивании полосы бумаги на карандаш и наклеивании её на конус.
2. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, активизировать словарь.
3. Воспитывать любовь и уважение к своим близким, бережное отношение к природе.
Оборудование: иллюстрации с изображением домика, фартук, лукошко, эмблемы для детей с изображением козленка, изображения деревьев (яблоня с яблоками, елка, береза), набор геометрических фигур, мешочки на каждого ребенка с шишкой, желудями, фасолью, грецким орехом, массажным мячиком, картинки с изображением животных и птиц (лиса, белка, мышь, дятел, заяц), материал для конструирования из бумаги (полоски зеленой бумаги, карандаш, конус из белой бумаги).
Ход.
Педагог.
На горе мы видим дом.
Много зелени кругом:
Вот деревья, вот кусты,
Вот душистые цветы.
Мы ворота отопрём,
К дому тихо подойдём.
Вы в окошко посмотрите,
Что увидите, скажите.
Педагог.
- Кто же в домике живёт? (предположения детей). А на самом деле в доме живёт бабушка. Она много говорит, поэтому и зовут её старушка-говорушка. Утром люди идут на работу, а старушка всё на печи лежит. И была у старушки-говорушки коза и маленькие козлята.
- Ребята можно я буду мамой-козой, а вы моими козлятками-ребятками?
Педагог надевает фартук, раздает воспитанникам эмблемы с изображением козлят.
- Есть у меня сыночек Алеша, дочка-козочка Катюша. И сынок-богатырь Кирилл и т.д.
Педагог.
- Ах, мы с козлятами в хлеву заперты, а старушка-говорушка всё отдыхает: ни моим козляткам травки посушить, ни водицей напоить.
Я коза-хлопота
День-деньской занята.
Мне ни травки пощипать,
Ни на реченьку бежать.
Надоело говорушку стеречь.
Надо своих деток поберечь.
- Как мама о вас заботится? Какая мама? Нужны ли ей помощники? Как вы помогаете маме?
(Проводится игра «Как мы маме помогаем?»
Педагог
|
Воспитанники
|
Маму очень свою любим,
Маме будем маме помогать.
|
|
Будем пол мы пылесосить,
|
Движение руками вперед-назад, имитирующее пылесосенье.
|
Пыль мы будем вытирать.
|
Ладони вместе, движение ладоней вправо-влево.
|
Постираем все носочки,
|
Кулачки вместе, движение кулачков вверх-вниз.
|
Прополощем, отожмем.
|
Движение руками, имитирующее полоскание и отжимание.
|
На веревку крепко-крепко
На прищепки их прижмем.
|
Подъем на носочки, руки вверх.
|
Мы старались, мы устали,
Так мы маме помогали.
|
Движение, имитирующее вытирание пота со лба.
|
Педагог.
- Пойдёмте, мои милые деточки в лес. Лес накормит, обогреет, пожалеет.
(Подходят к яблоньке).
Мы пойдём наискосок,
Через тропочку в лесок.
Вот козлятки будет дом,
Хорошо уютно в нём.
Педагог.
- Яблонька, яблонька, можно мне под твоими ветками избушку построить? (Делает вид, что прислушивается)
- Ребята, яблоня говорит, что яблочки её упадут, на лбу шишку набьют.
Педагог.
- Не волнуйся, яблонька, мы твои яблочки соберём. Посмотрите, ребята, на яблоню. Яблочки на ней круглые, ароматные. Выберите из геометрических фигур те, на которые похоже яблоко и положите их в корзину.
(Проводится дидактическое упражнение «Найди геометрическую фигуру, похожую на яблоко»)
- Ох, много яблок мы с вами собрали, давайте-ка их посчитаем. Педагог достает из корзины круги, вместе с детьми считают, меняя окончания существительных:
Одно яблоко. Два яблока. …Пять яблок. Десять яблок.
(Проводится дидактическое упражнение «Сколько яблок?»).
В процессе упражнения проверяется правильность выполнения задания. Если допущена ошибка, все вместе выясняют, почему эта фигура не может быть похожа на яблоко. Возможно создание ситуации заранее запланированной ошибки.
Педагог.
- Спасибо тебе, яблонька, за угощение для моих детишек. Молодцы ребята, милые козлята!
Дальше по лесу идём,
Давайте к ёлке подойдём.
Педагог.
- Елка, елка - колкая иголка, можно под тобою избушку построить? (Делает вид, что прислушивается).
Педагог.
- Ребята, елка говорит, что её ветви закачаются, шишки - на голову свалятся. А мы шишки соберем, в новый дом их отнесём. (Достает из корзины две шишки, показывает детям, дает возможность потрогать их).
Педагог.
- Ребята, а здесь только две шишки. А где же остальные? Наверняка, белка спрятала.
(Проводится дидактическая игра «Чудесный мешочек»)
Педагог.
- Молодцы, ребятушки-козлятушки. Быстро вы шишки отыскали. Давайте отнесем их к елке, может быть найдутся охотники до этого угощения среди птиц и зверей?
(Проводится дидактическая игра «Угадай животное»)
Педагог.
Теперь дальше мы пойдём,
Дружно домик мы найдём.
Мы к берёзке подойдём,
Поздороваемся да и прочь пойдём.
Что такое, что случилось?
Дождь закапал, вот беда!
Нет у нас с вами, козлятки
Ни единого зонта.
Ты, березка, помоги,
Под листвой убереги.
(Проводится пальчиковая гимнастика «Дождик-дождик»)
Педагог
|
Воспитанники
|
Дождик, дождик кап-кап
|
Присаживаются на корточки. Стучат пальчиком правой руки по ладони левой пуки.
|
Ты не капай долго так.
|
Грозят пальчиком.
|
Дождь пройдет,
|
Медленно поднимаются.
|
И мы опять дружно все пойдем гулять!
|
Шагают на месте.
|
Педагог.
- Вот было бы здорово, если бы каждый посадил по одному дереву. Получилась бы берёзовая роща. А вы ребята хотите посадить своё деревце?
Педагог приглашает детей за столы, на которых расположен раздаточный материал для конструирования березки из бумаги. Показывает способ накручивания полосы бумаги на карандаш, приклеивания к конусу.
В процессе конструирования педагог сообщает познавательную информацию о березе.
«Ни в одной стране нет столько берез, как у нас, в России. Со времен глубокой станины вошли в нашу жизнь березки. Милы они русскому человеку! Из почек березы можно приготовить лекарство от простуды. Березовая лучина считалась в старину лучшей для освещения крестьянских изб. Березовые дрова в печи самые жаркие. Березовыми листьями в старину красили яйца на Пасху. Березовые веники в русской бане лучше всех прогоняют простуду и другие болезни. Острой костяной палочкой процарапывали слова на белых листах бересты. Написанное сохранялось навечно. Так наша белая береза отблагодарила русских людей за заботу о ней - сделала их грамотными. Вот такую пользу приносит берёза. Береза стала символом нашей страны - России».
(Звучит запись песни в исполнении Н. Расторгуева «От чего так в России берёзы шумят»)
Педагог.
- Молодцы, ребятушки. Какие красивые березки у вас получились. Давайте посадим их у нашей большой березы и полюбуемся.
- Спасибо берёзонька кудрявая, русская красавица. Ты нас веточками от ветра укрыла, теперь у нас будет дом, и кров, дружно вместе заживём.
Педагог.
- Вот и сказочки конец. Ребята, чему вас сказка сегодня научила? Нужно относиться по-доброму ко всем, кого мы любим, и кто нас любит!
Вы сегодня молодцы - мне сегодня помогли.
Вас за всё благодарю, сок берёзовый дарю
И спасибо говорю!
|