В России стали читать меньше. И это отражает мировую тенденцию. Мы не читаем, а «считываем», «копируем» тексты. «Кризис чтения» обусловлен рядом причин:
- повсеместное проникновение информационной культуры. Дошкольники все больше времени проводят за компьютером, планшетом, мобильным телефоном. Снижение ценности чтения современного ребенка – только факт адаптации к изменившимся условиям развития;
- чтение требует времени, современное общество его не дает. Возрастает интенсивность коммуникации, и чтение заменяется прокручиванием сайтов, просматриванием электронных архивов, накопителей и пр.
Тем не менее, дети остаются детьми. Природная тяга к познанию всё также им свойственна.
Опыт общения с книгой дошкольникам просто необходим, поскольку:
- художественные тексты расширяют представления ребенка об окружающей действительности, открывают и объясняют ему жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений;
- языковое богатство художественного слова – важное условие грамотной, образной и выразительной развития речи;
- общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка;
- книга развивает мышление и воображение, обогащает эмоции;
- в дошкольном возрасте чтение книг – это опыт совместного чтения с родителями. Здесь закладывается основа психологического благополучия, доверительных отношений в будущем.
Привить детям интерес к чтению должны в первую очередь родители. Делать это надо с самого раннего возраста. Прочитанное в детстве остается в памяти, в душе ребенка на всю жизнь. «Высеченное в детстве – высеченное на камне!» - гласит народная мудрость.
Приёмы формирования у детей интереса к чтению
- Дети копируют поведение родителей. Если они не видят в доме читающих книги взрослых, у детей не возникает интерес к такому способу познания. Наивно полагать, что если все время проводить за экраном, ребенок потянется к книжке.
- Чтобы дети читали, они должны вырасти в окружении книг. Современный евроремонт не предполагает книжных шкафов и полок. А ведь домашняя библиотека, особенно если в ней сохранились старинные книги, – центр интеллектуальной культуры дома и особая ценность.
- Учите с детьми стихи. Это целостное литературное произведение откроет малышу красоту устной речи, новые словесные обороты, в конечном счете, разовьет умение связно излагать мысли. «Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца преисполняются чувством изящного, пусть поэзия действует на них как музыка …» (В.Г. Белинский)
- Смотрите и разыгрывайте спектакли по мотивам известных книжных сюжетов. Так дети осваивают искусство диалога и делают еще один шаг на пути к формированию сюжетного мышления. Разыгрывание спектаклей создает эмоционально насыщенную атмосферу, делает детей и родителей притягательными друг для друга. Интерес к родителям – это и интерес к текстам, которые они для них выбирают с точки зрения полезности и нравственности.
- Чтение должно удовлетворять детскую потребность в фантазировании. Учите ребенка сочинять, сочиняйте с ним истории. Пересказывайте старые сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки, качества. Это разовьет способность к творчеству и интерес к чтению серьезной литературы в будущем.
- Книги – источник знаний, сокровищница многовекового опыта человечества, прошедшего проверку временем. Отбросить этот опыт – значит деградировать интеллектуально, морально, социально. Есть теории, согласно которым родилось первое поколение, которое будет опираться на свой опыт, а не на опыт предшественников. Мы будем мало полезны своим детям.
Контакты
Адрес: 653052, Россия,
Кемеровская область,
г. Прокопьевск, ул. Есенина, 98 Телефон: (3846) 66-46-47;
(3846)66-09-01 e-mail: detsad110-prk@mail.ru