ФОРМИРУЕМ КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
В России стали читать меньше. И это отражает мировую тенденцию. Мы не читаем, а «считываем», «копируем» тексты. «Кризис чтения» обусловлен рядом причин: - повсеместное проникновение информационной культуры. Дошкольники все больше времени проводят за компьютером, планшетом, мобильным телефоном. Снижение ценности чтения современного ребенка – только факт адаптации к изменившимся условиям развития; - чтение требует времени, современное общество его не дает. Возрастает интенсивность коммуникации, и чтение заменяется прокручиванием сайтов, просматриванием электронных архивов, накопителей и пр. Тем не менее, дети остаются детьми. Природная тяга к познанию всё также им свойственна. Опыт общения с книгой дошкольникам просто необходим, поскольку: |
||
- художественные тексты расширяют представления ребенка об окружающей действительности, открывают и объясняют ему жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений; - языковое богатство художественного слова – важное условие грамотной, образной и выразительной развития речи; - общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка; - книга развивает мышление и воображение, обогащает эмоции; - в дошкольном возрасте чтение книг – это опыт совместного чтения с родителями. Здесь закладывается основа психологического благополучия, доверительных отношений в будущем. |
||
Привить детям интерес к чтению должны в первую очередь родители. Делать это надо с самого раннего возраста. Прочитанное в детстве остается в памяти, в душе ребенка на всю жизнь. «Высеченное в детстве – высеченное на камне!» - гласит народная мудрость. Приёмы формирования у детей интереса к чтению |
||
- Дети копируют поведение родителей. Если они не видят в доме читающих книги взрослых, у детей не возникает интерес к такому способу познания. Наивно полагать, что если все время проводить за экраном, ребенок потянется к книжке. - Чтобы дети читали, они должны вырасти в окружении книг. Современный евроремонт не предполагает книжных шкафов и полок. А ведь домашняя библиотека, особенно если в ней сохранились старинные книги, – центр интеллектуальной культуры дома и особая ценность. - Учите с детьми стихи. Это целостное литературное произведение откроет малышу красоту устной речи, новые словесные обороты, в конечном счете, разовьет умение связно излагать мысли. «Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца преисполняются чувством изящного, пусть поэзия действует на них как музыка …» (В.Г. Белинский) |
||
- Смотрите и разыгрывайте спектакли по мотивам известных книжных сюжетов. Так дети осваивают искусство диалога и делают еще один шаг на пути к формированию сюжетного мышления. Разыгрывание спектаклей создает эмоционально насыщенную атмосферу, делает детей и родителей притягательными друг для друга. Интерес к родителям – это и интерес к текстам, которые они для них выбирают с точки зрения полезности и нравственности. - Чтение должно удовлетворять детскую потребность в фантазировании. Учите ребенка сочинять, сочиняйте с ним истории. Пересказывайте старые сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки, качества. Это разовьет способность к творчеству и интерес к чтению серьезной литературы в будущем. - Книги – источник знаний, сокровищница многовекового опыта человечества, прошедшего проверку временем. Отбросить этот опыт – значит деградировать интеллектуально, морально, социально. Есть теории, согласно которым родилось первое поколение, которое будет опираться на свой опыт, а не на опыт предшественников. Мы будем мало полезны своим детям. |